Мои увлечения

Мои философские размышления.

"Повседневность в любви и любовь в повседневности".

Когда любовь врывается в размеренный ритм повседневности - это восторг, это праздник. Жизнь начинает кружить в воздушном танце, преодолевая земное притяжение. Даже самые простые, обыденные, каждодневные вещи становятся иными, волшебными. Это, как будто, чувствовать ветер в лицо, но при этом еще и крылья не забыть расправить. Сказать вам, что такое рай? Ну что ж, скажу высоким слогом: любить. Любовь свою считать венцом творения и итогом. И быть готовым за нее - хоть на костер, хоть в ад кромешный. Сказать вам, что такое ад? Да тоже самое, ей-богу. (Андрей Германов) Но когда повседневность приходит в любовь - это рутина,..это болото, засасывающее все глубже и глубже. Поглощающее совсем. Почему так? Ведь как любовь, так и повседневность, да и любое явление или понятие сами по себе нейтральны. Но в том или ином их сочетании они приобретают либо позитивную, либо негативную окрашенность, хотя это также, весьма относительно. Отношения любви и повседневности, те два варианта, которые описаны выше, можно представить следующим образом: Подвижная, динамичная, живая любовь. Любовь как субъект. И статичная, неодушевленная повседневность, на которую направлено действие, которая может меняться только под сильным воздействием со стороны, но сама не может ничего изменить. И противоположные отношения, где одушевленной и действенной выступает уже повседневность, а любовь, как "дом с раскрытыми дверьми", куда может зайти любой и изменить ход вещей. В первом примере повседневность кажется нам нейтральной, во втором - отрицательной. Кажется нам, но мы не уверены. Повседневность всегда выступает как лакмусовая бумажка. Она отражает все наши действия и показывает их результаты. Я попытаюсь рассмотреть повседневность через призму феномена любви, но ведь ее можно рассматривать и через прочие "призмы". Призму быта, уклада жизни, праздника, дружбы и вражды, войны и мира и т.д. И она, таким образом, открывала бы свои новые грани. Для подтверждения достоверности приводимых рассуждений необходимо отметить классическое определение повседневности. Повседневность - целостный социокультурный жизненный мир, предстающий в функционировании общества как "естественное", самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Можно об этом же сказать и более простым, житейским языком, применительно не ко всему человечеству, а к человеку в частности. Например, словами В. Розанова: "Летом собирай ягоды, а зимой ешь варенье из этих ягод" - проникновенные строки. Вторит Розанову и А. Шопенгауер. Он говорит: "Люди, живущие стремлениями и надеждами, то есть будущим, смотрящие всегда вперед и с нетерпением спешащие навстречу грядущим событиям,- будто эти события принесут им истинное счастье, - и пропускающие тем временем настоящее, не успев им насладиться, - эти люди, несмотря на написанную на их лицах серьезность, подобны тем ослам, которых в Италии заставляют идти быстрее, привешивая к концу палки, укрепленной на их голове, охапку сена, которую они видят близко перед собой и вот-вот надеются достать. Итак, вместо того, чтобы исключительно и постоянно заниматься планами и заботами о будущем или предаваться сожалению о прошлом, - мы должны помнить, что лишь настоящее реально, лишь оно одно достоверно. Мы пропускаем с кислым лицом тысячи часов, не наслаждаясь ими, чтобы потом с тщетной грустью вздыхать по ним. Вместо этого следует по достоинству ценить основное настоящее, хотя бы самое обыденное, которое обычно мы равнодушно пропускаем мимо себя". Необходимо ценить нашу сиюминутную жизнь, нашу повседневность. Возвращаясь к любви+ Я начала рассуждать, не персонифицируя любовь, говоря о ней, как о многоаспектном, всепроникающем, всепоглощающем и вездесущем феномене. Под такой любовью можно подразумевать "любую" любовь: к Родине, к матери, к природе, к мудрости и т.д. Но если сузить границы, то самой сильной, вдохновенной и безрассудной является любовь между мужчиной и женщиной. Как первый росток, берегите любовь! Как хрупкий цветок, берегите любовь! От глаза холодного, рук равнодушных, Хирурга-ума берегите любовь! (Аррани Атааллах) Когда мы так жаждем любви необыкновенной и страстной, то часто - не понимаем, что любовь - "хлеб наш насущный" - по своей природе и проявлению - повседневна. Она - обыденна. И только так - она жива. Любовь на "8 марта", "23 февраля" и под "Новый год" давно вошла в народный фольклор в виде анекдотов, частушек и т.д. Но - мы по-прежнему боимся рутины. Как жаль: ведь именно - рутина - позволяет определить: "Любовь ли - это?" Любовь делает рутину повседневностью любви. Конечно, все мы знаем, что время вносит во все отношения перемены, которые притупляют первоначальную остроту восприятий и новизну ощущений. Тут ничего не поделаешь: человек с течением времени привыкает ко всему, даже хорошему. В этом есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Положительное - в том, что уже не приходится заботиться о своей безопасности и чувстве уверенности друг в друге. Отрицательное - в том, что повседневность начинает угнетать своей монотонностью, инициатива постепенно гаснет, возникает чувство незаинтересованности, а иногда и раздражение партнером, его привычками. Как примирить эти два противоречия? Английский писатель Г. К. Честертон советовал: "Старайтесь смотреть на каждую вещь так, словно вы видите ее в первый или в последний раз". Совет этот - легок по звучанию, труден - по исполнению. Он требует труда, или, точнее, воли - в самом начале практики. Следовать этому совету могут только люди или с сильно развитой волей, или с богатым воображением. Для большинства людей требуются более эффективные "встряски", например, - длительные расставания, опасные путешествия и т.д. Но дело - совсем не в этом. Серая повседневность как огня боится любого нарушения привычного хода событий. Кроме того, все, что способствует духовному развитию человека также способно уничтожить однообразие повседневности. Способов, которые могут обогатить нашу повседневную жизнь, существует множество, и тут очень многое зависит от индивидуальных вкусов и склонностей. Но по-прежнему главным условием успешной борьбы против засасывающего действия повседневности была и остается любовь. Если вас и спустя двадцать лет совместной жизни способен взволновать букетик весенних цветов, который принесет вам любимый человек - "просто потому что"; если вы видите, как он, широко раскрыв глаза, с восторгом смотрит на вас; если он и вы в обычном "прикладывании губ к щеке" при расставании перед работой или при встрече после работы способны ощутить прелесть поцелуя - значит, вам не угрожает тина повседневности. Иными словами, борясь с унылой повседневностью, важно быть требовательным, прежде всего, к себе самому. А если мужчина и женщина всегда интересны друг другу, если они желанны друг для друга, если им всегда есть о чем поговорить или даже вместе помолчать, то о какой унылой "повседневности" может вообще идти речь? И еще один момент - момент признания в любви. Объяснение в любви - одно из самых сильных переживаний, которое может избавить нас от груза повседневности. Все течет, все меняется. Меняется время, обстоятельства, меняемся мы сами. Стабильно в нас только одно: душа, которая есть любовь. И нам не нужно усердствовать, чтобы любить. Любовь - существует автоматически. Как ни странно это звучит - для любителей дешевой романтики и безудержной страсти. Но проявлять ее - в повседневной рутине дел - нам приходиться учиться. И проявления могут быть самые странные. В конце концов, "это наш способ взрослеть". Он - может быть самым необычным и самым - тривиальным. Никто - кроме души - не может сказать: "Это - любовь, а это - нет". Насилие часто прячется за любовью: ведь нам - так хочется+ сделать все по-своему и как надо. И когда мы делаем все "как надо" и "по-своему" вопрос лишь в том: кому - это надо. Ведь, на самом деле, как говорил Антоний Суражский "не в том беда, что мы не многих любим, - мы не способны любить очень многих, наше сердце слишком узко. Но в том, как мы плохо, нетерпеливо, неласково, неумно любим и тех, о которых говорим, что они нам дороги. Как нам надо задуматься над теми, кто нас окружает, и поставить себе вопрос: Какова моя любовь к ним? В радость или в тягость. Потому что бывает и так, что наша любовь может удушить человека, она для него не свобода, а рабство; человек стонет от того, что мы называем "Любовью", когда мы знаем лучше него, в чем его счастье, что ему нужно, где его радость, когда мы у него отнимаем всякую искорку свободы, творчества. Потому что сами хотим управлять его жизнью так, чтобы ему "лучше" было". Слушая свою душу - мы можем решать проблемы так, как они должны быть решены - самым лучшим образом. Слушая - оценки окружающих и завися от их привычек и мнений - мы часто ошибаемся. "Кто без греха - тот первый пусть". Понятие и принятие греха - как шага на пути к идеалу, позволяет превращать все, что происходит с отношениями между мужчиной и женщиной - в новый успех, новую радость. Вы - совершили, дождались результата - сделайте выводы. И - изменитесь - так, чтобы в следующий раз ваша душа смогла реализовать себя еще лучше, еще - чище. Чтобы те океаны любви, которые есть в вашей душе, стали еще более доступны, чтобы иллюзорная дистанция между вами и миром, между любовью и повседневностью - исчезла. И вы поняли - мы - едины. И суть нашего единства - заключается в любви. Любовь - это все, что есть на свете. Все...

Минск, 2009
Hosted by uCoz